Грузовые автомобили Dongfeng (Донгфенг) опционально оснащаются одной из двух вариантов коробок передач, каждая из которых «закреплена» за своим двигателем. В случае с Cummins ISLe — это хорошо известная на постсоветском пространстве КПП Fast Gear, выпускаемая совместным предприятием Eaton и китайской корпорации Shaanxi Fast Gear Co., Ltd. Это СП было создано в 2004 году и Eaton получила в нём контрольный пакет 55% акций. При этом хоть договор и был подписан в 2004 году, сотрудничество между двумя компаниями по производству лицензионных коробок передач шло уже с 1985 года.  Сегодня Shaanxi Fast Gear является крупнейшим производителем КПП для грузовых автомобилей, как в Китае, так и во всём мире.

Коробки переключения передач Fast Gear устанавливаются на такие марки автомобилей, как DONGFENG, HOWO, SHAANXI, SHACMAN, FOTON, FAW, BAW, JAC, YUTONG, HANIA, SINOTRUK, а также на многие другие автомобили по всему миру, в том числе МАЗ, КАМАЗ, УРАЛ, ПАЗ, а также наш родной КРАЗ.

Особенности конструкции коробки переключения передач Fast Gear

Особенность конструкции КПП Fast Gear – два расположенных горизонтально промежуточных вала, благодаря чему мощность направляется двумя потоками, подшипники и зубчатое зацепление шестерён менее нагружены. Вместо игольчатых подшипников у шестерён – бронзовые втулки, что делает коробку нечувствительной к «масляному голоданию».

Грузовые автомобили Dongfeng оснащаются современной, полностью синхронизированной 12-ти ступенчатой КПП, в которых шесть ступеней плюс два диапазона обеспечивает демультипликатор. Именно такая модель Fast Gear 12JS 180T стоит сегодня, на поставляемых в Украину трёхосных самосвалах DFH 3330 A80 и четырёхосных самосвалах DFH 3440 A80. У неё первая «стартовая» передача имеет число 15,53, вторая передача – 12,08, а высшая передача, двенадцатая – прямая, с «единицей». Таким образом, по подбору чисел коробка 12JS 180T близка к второй используемой Dongfeng Trucks коробке ZF Ecosplit 16S 2230TD с диапазоном чисел от 16,41 до 1,00 и рассчитана на крутящий момент двигателя 1800 Н.м. Она имеет хороший запас по моменту, потому надёжно и эффективно работает с моторами 340 л.с./1480 Н.м и 380 л.с./1682 Н.м. И если раньше водители зачастую роптали на отсутствие у «китайцев» синхронизаторов и сложность переключения передач, то с появлением КПП Fast Gear 12JS 180T и эта претензия уже в прошлом.

На самосвалах Dongfeng используется однодисковое фрагментарное сцепление Sachs F 430 с диаметром ведомого диска 430 мм. К ранним моделям китайских самосвалов была ещё одна претензия из-за нижнего расположения пневмоусилителя в гидроприводе сцепления, его поршень от налипшей грязи терял подвижность, повреждались чехлы и ПГУ быстро становился негерметичным. Из-за этого «сгорал» ведомый диск сцепления. В модели Fast Gear 12JS 180T пневмоусилитель перенесли наверх, защитив его от дорожной грязи и повреждений. Также если раньше на многих европейских и китайских самосвалах, между коробкой и первым ведущим мостом ставили карданный вал с подвесным подшипником, то на моделях Dongfeng DFH3330A80 и DFH3440A80 подвесную опору ликвидировали и применили более надёжный кардан.

Ведущие мосты, применяемые на тяжёлых самосвалах Донгфенг – это также «детище» совместного предприятия Dongfeng Dana Axle, созданного в 2010 году и являющегося на сегодняшний день одним из крупнейших производителей ведущих мостов в мире. С мостами Dana работают Ford, Volvo, General Motors, Dodge, Jeep, Nissan, Chrysler, Toyota, Caterpillar, Hyundai и другие производители грузовых и легковых автомобилей, спецтехники.

В мостах Dana, применяемых на самосвалах Dongfeng, редуктор среднего моста сделан проходным. На весь автомобиль два кардана, есть блокировки межосевых и межколёсных дифференциалов, главная передача разнесённая – со ступичными планетарными редукторами. Такие мосты оптимальны для самосвалов: они позволяют уменьшить нагрузку на полуоси крутящим моментом, увеличить дорожный просвет под картерами до 350 мм и выше. Передаточное число редуктора 5,92 и подобрано оно, как утверждает производитель, для оптимизации расхода топлива и максимально широкого диапазона применения машин, как на дорогах общего пользования, в составе автопоездов, так и для работы в карьере.