В отличие от других китайских автопроизводителей компания Dongfeng Motor имеет собственное производство дизельных двигателей для всего модельного ряда грузовиков. При этом за основу берутся хорошо зарекомендовавшие себя моторы известных мировых брендов. Так, к примеру, на поставляемые в Украину тяжёлые грузовики Донгфенг устанавливаются моторы Cummins, примечательные тем, что сегодня каждый десятый производимый в мире дизельный двигатель носит именно это гордое имя.

Dongfeng Cummins Engine Company (DCEC) – это совместное предприятие, основанное гигантами Cummins и DongFeng в июне 1996 года и первая компания по производству двигателей Cummins за пределами США.

Виды двигателей Cummins

Двигатели, собранные на производстве Cummins в Китае, широко применяются не только в лёгких, средних и тяжёлых грузовиках, автобусах, в строительной и сельскохозяйственной технике, но также и в комплектации морского основного и вспомогательного оборудования, генераторов и т.п. В Китае производятся двигатели Камминз B, C, D / L серии, ISDE, Айл, ИСЗ из серии «полный электронный контроль». Серия В на природном газе, серия D — морской генератор, а также двигатели объёмом 3.9L , 4.5L, 5.9L, 6.7L, 8.3L, 8.9L, 13L, мощностью 125-545 HP. В числе потребителей этих двигателей – компании Paccar, Freightliner, Volvo, DAF, Dongfeng, КАМАЗ и др.

Описание и особенности двигателей Cummins ISL

На грузовики Донгфенг для украинского рынка устанавливается классический «большой» Cummins ISLe объёмом 8,9 л и размерностью 114 на 144,5 мм, который имеет чугунные блок и головку, «мокрые» легкосъёмные гильзы цилиндров, с надёжной центровкой гильз по верхнему и нижнему поясам. Благодаря гильзованию блока, этот дизель может выдерживать бесчисленные капремонты. Здесь применён надежный стальной кованый коленвал c четырьмя ремонтными размерами для перешлифовки. Отсутствие гидрокомпенсаторов и электронного управления ТНВД; управление подачей топлива полностью механическое, поэтому облегчается запуск двигателя в холодное время года, а также упрощается обслуживание и ремонт. Периодичность регулировки клапанов – один раз на 240 тысяч километров. 

Применяются прокладки головки блока двух видов:  ​металлоасбестовая, с интегрированными уплотнениями водяных каналов, либо полностью металлическая, наборная, еще более надежная. Также в зависимости от настройки мощности применяются поршни двух видов: обычные аллюминиевые поршни с залитой вставкой под верхнее кольцо, либо составные поршни с цельными днищем и бобышками, что даёт минимальный износом канавки под верхнее поршневое кольцо и делает силовую схему поршня гораздо жёстче и надёжнее. Конструктивно юбка соединяется с днищем и бобышками поршневым пальцем, что делает эту деталь прочной и долговечной. Полость и днище поршня охлаждаются струёй масла совместно с подачей охлаждённого в интеркулере воздуха, что уменьшает теплонапряжённость днища поршня, камеры сгорания, верхнего пояса гильзы и прокладки головки блока.

Система смазки и очистки масла двигателей Cummins

Также толково продумана система смазки и очистки масла. В масляном двухсекционном фильтре постоянно работают обе секции, и полнопоточная, и байпасная. Они разделяют поток в пропорции примерно 85 и 15%, при этом дисперсность очистки полнопоточной секции около 25 мкм, а байпасной – 10 мкм. В случае если фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и грязное масло проходит в главную масляную магистраль. Такая конструкция фильтра повышает ресурс подшипников и шеек коленвала. 

Применяемые моторные масла должны соответствовать стандартам АСЕА Е 5, Е 7, API CH4, CI4, CES 20071, CES 20072, CES 20076, CES 20077, CES 20078. Рекомендуемые интервалы замены масел от 10 до 60 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации и содержания серы в дизельном топливе. При этом ресурс мотора составляет до миллиона километров, на самосвалах и другой технике, работающей в тяжёлых условиях – свыше 650 тысяч километров.

Топливная система двигателей Cummins ISL

На двигателях серии Cummins ISL используют топливную систему с электронным управлением Common Rail и впрыском тремя порциями под давлением 1600 бар. При соответствии нормам Евро-5 используется система нейтрализации SCR с водным раствором мочевины AdBlue. При этом отсутствие рециркуляции и сажевого фильтра (в отличие от EGR) позволяет снизить требования к содержанию серы в топливе и применяемым моторным маслам.

Существует несколько настроек программного обеспечения электронного управления двигателем ISL, среди которых в поставляемых на украинский рынок, в основном используются две: 340 л.с. (1480 Н.М крутящего момента) и  380 л.с. (1682 Н.М. крутящего момента) при 1400 об/мин и весе мотора 708 кг.

Двигатель Renault dCi11

Кроме двигателей Cummins на заводе Донгфенг выпускается и лицензионный мотор Renault dCi11 объёмом 11,1 л также с рядом настроек  по мощности и крутящему моменту. Именно этот мотор известен также на постсоветском пространстве под маркой ЯМЗ-650 и выпускается «Группой ГАЗ». Но при этом в силу сложности и высокой технологичности производства, литьё блока цилиндров и головки закупаются именно у Dongfeng Motor.

В настоящее время китайский производитель рассматривает возможность установки именно этого двигателя на поставляемые на европейские рынки тяжёлые грузовики Dongfeng Trucks. Китайцы считают «французский мотор» очень перспективным в силу своих интересных технических характеристик.

Если по мощности он сопоставим с Cummins ISL и другими известными аналогами, то крутящий момент у dCi11 выше – 1870 Н.м по сравнению с 1700 Н.м у ISL. Благодаря увеличенному на два литра рабочему объёму эти характеристики достигаются при меньших на 200-300 оборотах в минуту, что делает этот двигатель одним из самых экономичных в своём классе.